• Register

Где и как могут развиваться и получать образование дети-инвалиды? Какое общение стало более доступным для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и для инвалидов более зрелого возраста? В каких сферах они могут реализовать себя? На решение данных вопросов и нацеливает областная программа «Доступная среда». Поскольку в комиссию входят руководители ведомств, от которых напрямую зависит доступность образования, работы и досуга в Каменском городском округе, разговор шел предметный.

Недетские проблемы

Всего на учете состоят 145 детей-инвалидов от рождения до 18 лет, проживающие на территории района, проинформировала начальник управления соцполитики города и района О.И. Щевелева. В основном это дети с ментальными и психическими нарушениями. Пройти курс реабилитации в детском центре «Росток» для инвалида из села – весьма проблематично: в «Ростке» нет стационара, а возить больного ребенка в город может не каждый родитель. К тому же туда еще нужно попасть: центр перегружен, там очередь на месяц и более.  

Тревожит проблема и с доступностью детских садов для дошкольников, сказала Щевелева. После реабилитации в центре «Росток» трехлетки и дети постарше должны закрепить результат в социуме, то есть в детском саду, который подготовит к школе. Но иным родителям страшно оторвать от себя больное дитя, да и детские сады не готовы их принять: нет необходимой базы, методологии, опять же психологический барьер. В результате эти детки до школы сидят по домам, и адаптироваться им в обычной школе в разы сложнее.

Дело в том, что раньше дети с ОВЗ из семей попадали в коррекционные спецшколы. До той самой поры, пока в законодательных актах и в сознании общества не закрепилось понятие «инклюзивное образование», то есть обучение и социализация особенных детей в обычных школах. Но внести изменения в закон об образовании гораздо проще, чем подогнать обычные детсады и школы под требования инклюзивного образования.

Тем не менее, в районе такие преобразования происходят, рассказала ведущий специалист управления образования Н.В. Казанцева. Паспорта доступности имеют все 30 образовательных учреждений, в том числе центр дополнительного образования. Безбарьерная среда создана в двух школах и одном детском саду. В 2018 г. на эти цели из местного бюджета выделялось 2370 тыс. руб. На них отремонтировали крыльцо и установили пандусы в Бродовской школе и Кисловском детском саду. В Покровской школе отремонтировали крыльцо, установили пандус, расширили дверной проем, переоборудовали туалеты на двух этажах, приобрели подъемник. Сегодня для детей-инвалидов доступны Новоисетская, Клевакинская, Колчеданская, Бродовская, Покровская школы, Новобытский, Черемховский, Кисловский детские сады. В планах – создание доступной среды в других учреждениях, были бы средства.

Взрослым не легче

Основная беда взрослых инвалидов – нежелание выбираться из мирка, которым его ограничило нездоровье. Из 1806 селян с ОВЗ активных можно пересчитать по пальцам. По словам начальника управления культуры – Заместитель ПредседателяСовета сторонников Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» В.А. Мельник, только три культурно-досуговых центра в районе для инвалидов условно-доступны, по остальным работа по программе «Доступная среда» еще не началась. И в текущем году из-за отсутствия средств не удалось установить ни одного пандуса. Тем не менее, работники культуры стараются вовлечь людей с ОВЗ в активный досуг. Из 2363 массовых мероприятий 152 проведены с участием маломобильных селян, в 42 спортивных праздниках участвовали инвалиды. Специально для них организовано 10 турниров: первенство по дартсу, шашкам, шахматам и так далее, но участвовали в них единицы.

В работе с инвалидами активно помогают библиотекари: 19 библиотек района провели с ними 349 мероприятий. В Мартюше по договору с коллегами из области на базе ЦБ создан библиотечный пункт для инвалидов по зрению, есть фонд спецлитературы для слепых и слабовидящих. Многие библиотеки обслуживают инвалидов на дому, выполняя их заявки. Пока это много проще.

С 2014 г. администрация района решает проблемы транспортной доступности инвалидов: организует места для парковки их машин возле культурных и медучреждений, оздоровительных комплексов, обозначая их спецзнаками. Такие знаки стоят в 9 селах, практически у всех ФАПов.

Я бы в слесари пошел…

А между тем транспортная составляющая порой главенствует в социализации инвалида. К примеру, если человек с проблемами здоровья хочет работать, центр занятости должен предложить ему вакансию в зоне транспортной доступности, чтобы он мог приехать и уехать, подчеркнула директор центра занятости А.Р. Карамышева. Помимо состояния здоровья и уровня квалификации это третье основное условие. А с доступностью в районе как раз большие проблемы. Исключение составляют только Брод, Позариха, Травянское – их жителям можно подыскать работу в городе. С жителями других территорий архисложно: на месте вакансий для инвалида нет, до других мест не добраться. На конец прошлого года на учете в ЦЗН состояли 20 инвалидов, сейчас – 12. Проживают в отдаленных селах, где либо негде работать, либо есть ограничения по здоровью на имеющиеся вакансии.

В районе 4 предприятия, которые обязаны предоставить квоты на рабочие места для инвалидов, все выполняют условия квотирования. В то время как работодатели все неохотнее берут на работу людей с ОВЗ. И не только потому, что для такого работника необходимо создать особые условия. Дополнительную преграду создают современные индивидуальные программы реабилитации и адаптации (ИПРА). Раньше такой документ четко прописывал: что и в каких объемах полагается выполнять инвалиду, и даже очерчивал круг профессий и должностей. Теперь ИПРА утратили свою конкретику, и работодатель, принимая на работу инвалида, больше рискует. В результате – больше осторожничает.

В итоге

Словом, проблем много. Потому решили: нужно теснее взаимодействовать. Хорошо бы в рамках трехстороннего соглашения: администрация района, управление соцполитики и центр занятости. Для большей информированности и лучшей координации, так сказать. А еще на февраль наметили выездное заседание комиссии на базе областного центра реабилитации инвалидов. Набраться опыта, ознакомиться с новейшими технологиями и методиками, посмотреть, как там организовывается доступность.

 

по материалам газеты "Пламя"

 

 


© СРО ВПП "Единая Россия"